Закон обязывает руководителя подать заявление о несостоятельности своей компании, когда наступило объективное банкротство, то есть когда временные трудности стали непреодолимыми. Тем, кто этого не сделал, грозит субсидиарная ответственность. Как определить этот момент? В законе указаны общие признаки банкротства, но конкретных критериев практика не выработала. Верховный суд их не приводит, оставляет вопрос на откуп нижестоящим судам. А это добавляет ответственности юристам, берущимся за такие дела.
Тем не менее экономколлегия ВС дала несколько подсказок, как действовать в случае, если директор заявляет, что трудности были временные, и в доказательство предъявляет экономический план по выходу из кризиса.
ВС намекает, что надо проводить глубокий финансовый анализ предприятия, раскрывать обоснованность и разумность экономического плана по выходу из кризиса. Ведь суд и кредиторы не знают, как шли дела на предприятии. И здесь доказательством добросовестности (или недобросовестности) директора может стать комплексная финансово-экономическая экспертиза.
Рекомендация от управляющего партнера СБ Групп Столяр Руслана-нужно предоставлять больше документов, ведь это позволит точнее определить момент наступления объективного банкротства. Если годовую отчетность сдадите – вам эксперт так и скажет, что этот момент наступил где-то в середине года. Сдайте базу 1С (хотя «не всем этого хочется»), меморандумы, преддоговоры с контрагентами и т. п. Это даст эксперту более полную картину событий и поможет сделать более точный вывод.
Судье понятно, когда наступило объективное банкротство, потому что все уже случилось и все документы на столе. Но «в моменте» это не всегда очевидно.Если вы не хотите быть привлеченным к субсидиарной ответственности следует мониторить контрагентов, собирать доказательства экономической обоснованности сделок, передавать документы по акту следующему директору и так далее. Чем больше у директора доказательств в суде – тем меньше шансов быть привлеченным к субсидиарной ответственности.
Постановления Пленума ВС № 53 от 21 декабря 2017 года. Там говорится о возможности привлечь к субсидиарной ответственности лицо, которое извлекло выгоду из незаконного, в том числе недобросовестного, поведения руководителя должника.
Столкнулись с подобной проблемой, обращайтесь. Выработаем стратегию поведения и выведем ситуацию в правильном направлении.