Недавнее разъяснение Верховного суда России сняло все спорные вопросы: форс-мажор позволит избежать ответственности лишь за его нарушение в период пандемии. Исполнять договор все равно придется после того, как обстоятельства непреодолимой силы отпадут.
Кроме того, существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела.
Исходя из практики, к примеру , что бы получить заключение Московской ТПП о форс-мажоре довольно проблематично. Статистика, говорит сама за себя, по состоянию на 29.04.2020 г. в Московскую ТПП поступило 2167 заявлений о наступлении форс-мажорных обстоятельств по внутрироссийским договорам. Более 70% заявлений возвращаются заявителям, поскольку обстоятельства, на которые ссылаются предприниматели, не относятся к форс-мажорным или заявления не содержат обязательных документов и пояснений. Это означает лишь одно, 70% заявлений готовили сами предприниматели, без участия юристов.
Впрочем, в случае отказа в выдаче заключения, подтвердить форс-мажор можно в ходе судебного разбирательства по оспариванию взыскания неустойки по договору. И этот инструмент на сегодня работает успешно!